CОННИК АРХЕТИПЫ, К ЧЕМУ СНИТСЯ АРХЕТИПЫ ВО СНЕ ВИДЕТЬ

Психоаналитический сонник В.Самохвалова

  • Архетипы – прообразы базисных особенностей личности. Термин восходит к представлениям о прототипе строения, лежащем в основе реально существующих форм организмов (прарастение, праязык, праживотное). Понятие архетипа может быть распространено на морфологию (конституцию), поведение, сознание и так далее. Культуральные прототипы связаны с поискам истоков данного этноса и культуры. Психодиагностические единицы, например типологии личности, также являются архетипами.
  • Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, – иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения. Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности. В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет. Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя. На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций. Такие сюжеты относятся к мифологемам. Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения – бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу. текст Ю н о н а
  • Негативная сторона личности получила название его Тени, она является олицетворением недостатков и слабостей. Теневые стороны можно обнаружить в Оно (деструктивные желания), Эго (неверное отношение к себе и окружающим) и Сверх Я (негативная мораль). Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины – её мужские атрибуты. Самость – высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения. Таким образом, Самость – неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем. Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе Тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям. Неспособность осознания Тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей.
  • Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии. Фактически – это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм.
  • При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость. Воплощением такой Самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения. В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму – неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.
  • "Я" в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности доминируют в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на действительность, то есть игнорируются потенциальные возможности и духовная сфера. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим, слабое принятие любви. В результате данного процесса в сновидении открываются огромные пространства, перспективы и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиняемость и неуверенность. С другой стороны, Эго, являясь основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), то есть своеобразным гидом реальности, может находиться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя, с помощью построения интеллектуальных конструкций. Эго формируется последовательно в детстве из Оно в результате столкновения с действительностью. Поэтому в каждом из нас существуют, фактически, последствия влияния окружающих, прежде всего родителей. Система Я включает в себя соматическую, телесную часть (самоощущение и представление о своем теле), коммуникативную часть (отношение к другим людям и вещам и представления об отношении ко мне) и дистанцированную часть (представление о границах собственной души или влиянии на духовные процессы других). Внутри структур Я, а также между этими структурами и образованиями Оно и Сверх Я происходят психодинамические уравновешивающие процессы. Избыточное развитие какой-либо части Я приводит к недоразвитию другой, то есть, возможно формирование асинхронного (амбивалентного) Я, что и наблюдается при психопатологии.
  • Вытесненная сторона индивида, часть его никогда не развитого потенциала, сторон характера, которые всегда недооцениваются и нередко фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид – трусливую Тень. Осознание Тени – путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах. Осознание Тени часто приводит в чувство нормальные инстинкты, видимые реакции, творческие импульсы, которые преданы забвению сознательным. Недооценка себя подразумевает большой потенциал развития именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида поступками.
  • Тёмная сторона нас самих не может быть истреблена одним лишь игнорированием. Одним из наиболее очевидных путей открытия внутренних качеств является навязчивое и сверхэмоциональное неприятие (например гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или сверхценная оценка данных качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени.
  • Оценка интеграции Тени в личность становится наиболее ясной в случае юнгианского рассмотрения личности в рамках экстраверта и интроверта. Экстраверт содержит жало интроверта, интроверт содержит жало интроверта. Это становится особенно очевидно при наблюдении реакции на сверхсильный стресс, когда сенситивный интроверт совершает героический поступок.
  • Жизнь, сфокусированная исключительно на внешнем мире или всецело посвящённая внутренней сфере, неизбежно ограничивает индивида и приводит ко многим заблуждениям. Для интроверта личностный рост выражен как уход в мир солнца и деревьев, для экстраверта личностный рост есть расчёт на свои внутренние способности, возможности. Но для обоих типов данные стратегии должны быть усвоены и новый опыт в другой стратегии не должен игнорироваться, поскольку он расширяет горизонты и даёт возможность понять Другого. В случае игнорирования индивидуумом данной стороны он не только будет исключать себя из других сфер, но и придёт к некомпетентности, и тогда даже отношения экстраверта с внешним миром будут способствовать фальшивой игре, т. к. он не принимает во внимание внутренние факторы. Подобным образом конфликт интроверта с внешним миром будет нарушать даже его внутреннее спокойствие, на которое он тратит так много сил.
  • В сновидениях – фигура противоположного пола по отношению к сновидящему. Известно, что молодые люди впервые вступают в мир любви с собственной идеей женщины/мужчины, проецируют данную мечту на любимое лицо и приходят в шок в случае сильного различия их мечты с реально существующим лицом. Эта идея и есть Анима/Анимус. Феминная фигура в мужчине и маскулинная в женщине получили название соответственно Анима и Анимус; они играют многие другие роли в жизни индивида. Предположение о существовании данных образований вocxoдит к представлению об исходной бисексуальности, точнее гермафродитичности человека, которая разрешается доминированием конкретного полового сознания в возрасте около пяти лет. То есть у каждого человека можно говорить о степени вклада мужского и женского. Этот вклад даже количественно может быть определён в поведении (стилистика мимики, позы, жеста) и конституции (индекс полового диморфизма). С точки зрения этологии целый ряд поведенческих элементов человека проявляется именно при общении с представителями противоположного пола (поведение флирта), но даже отдельные элементы поведения у мужчин и женщин имеют разные оттенки. Например, при стрессе женщины чаще прикасаются к волосам и груди, а мужчины демонстрируют агрессивно-предупредительные признаки поведения. Мозг мужчины отличается от мозга женщины, в частности, тем, что у женщин более развито каллёзное тело. Конфликты соотношений Анимы и Анимуса с внешним миром могут привести как к напряжённости между мужем и женой, так и к конфликтам между матерью и сыном и т. д. В дальнейшем этот внутренний гермафродитный (амбивалентный) потенциал может быть либо реализован и осознан, ли проигнорирован с одним из двух следующих результатов.
  • В одном случае женщина становится истерически эмоциональной, а мужчина строгим и сдержанным.
  • В другом случае низшие, то есть противоположные для данного пола, функции могут овладеть индивидом, и тогда мужчина становится погожим в своём поведении на женщину, у него возникает сентиментальность, капризность, нестабильность, в то время как женщина стремится к авторитарности, ориентируется на интеллектуальные утверждения или, проще говоря, становится сварливой. Охваченность противоположным половым сознанием нередко считается нормой для позднего возраста, то есть часто женщины в старости маскулинизируются, а мужчины феминизируются. Между тем, семьи, в которых наблюдаются данные сочетания, относительно стабильны именно благодаря взаимному дополнению противоположностей.
  • Если бы ближе подойти к терминам Анима и Анимус, то можно заметить, что они являются источниками понимания противоположного пола. То есть близкий нам человек способен нередко понять именно нашу противоположную сущность, именно за это качество мы его и ценим. Эта сущность может, например выступать в хобби, о котором нам интереснее говорить, чем о своей работе.

Сонник Д.Лоффа

  • Архетипы — это компоненты коллективного бессознательного, наделенные рядом характерных признаков. Например, многие во сне совершают героические поступки. Всем известно, что героический поступок — это результат восприятия человеком идей добра и жертвенности, проявление человека в образе архетипного героя—спасителя. В жизни существует много архетипов. В ходе своих исследований по психологии человека и мировых мифологий Карл Юнг охарактеризовал многие из них. Во многих этнических культурах и религиозных общинах существуют мифы, в которых воплощена окончательная версия различных архетипных опытов. Примерами героев могут служить Геркулес или Синдбад. В переходные моменты нашей жизни мы склонны отождествлять себя с архетипами. Перемены обычно вызывают в нас беспокойство и заставляют переосмысливать собственное поведение. Вы заканчиваете студенческую жизнь и начинаете работать, переходите от холостяцкой жизни к супружеству, прощаетесь с бездетностью и становитесь родителем — вот лишь некоторые примеры перехода от одного архетипа к другому.


Оставить коментарий