Зависть - это сравнение. А мы научены сравнивать, мы обусловлены сравнивать, всегда сравнивать.
У кого-то дом лучше, у кого-то тело более красиво, у кого-то больше денег. У кого-то более харизматичная личность. Сравнивай, продолжай сравнивать себя с кем-то рядом с тобой, и сильная зависть появится в результате - это побочный продукт от обусловленности сравнивать. Другими словами, если ты откажешься от сравнения, зависть исчезнет.
Когда ты просто знаешь, что ты - это ты, а не кто-нибудь еще, в этом нет нужды. Это хорошо, что ты не сравниваешь себя с деревьями, иначе ты бы почувствовал сильную зависть: почему ты не такой зеленый? И почему Бог так жесток к тебе – цветов нет? Это хорошо, что ты не сравниваешься с птицами, с реками, с горами; иначе ты бы страдал. Ты сравниваешь себя только с человеческими существами, потому что ты обусловлен сравнивать себя с человеческими существами, ты не сравниваешь себя с попугаями или с павлинами. Иначе твоя зависть все росла бы и росла: ты стал бы настолько перегруженным завистью, что не смог бы жить. Сравнение это очень глупый подход, потому что каждая личность уникальна и несравнима. Как только понимание этого появляется у тебя - зависть исчезает. Каждый уникален и несравним.
Ты - это именно ты: никто не может быть таким, как ты, и никто не будет таким, как ты. И ты не нуждаешься в том, чтобы быть таким, как кто-то еще.
Все испытывают зависть по отношению ко всем. И из-за этой зависти мы творим ад, из-за зависти мы становимся недоброжелательными. Если все несчастны - это хорошо, если все растеряны - это хорошо. Если все счастливы и благополучны - это очень горько.
Но почему мысли о других всегда приходят в твою голову первыми?
Позволь еще раз напомнить тебе: потому что ты не позволяешь своему блаженству проявиться, а личности - расцвести. Поэтому ты чувствуешь пустоту внутри, и ты глядишь на всех и каждого извне, потому что видно только то, что снаружи.
Ты знаешь себя изнутри, и ты знаешь других снаружи: это создает зависть. Они знают тебя снаружи, и они знают себя изнутри: это создает зависть. Никто не знает тебя изнутри. Только ты знаешь, что ты ничтожество, что ты ничего не стоишь. А другие снаружи выглядят такими улыбающимися. Их улыбки могут быть фальшивыми, но как ты узнаешь, что они фальшивы? Может быть, их сердца также улыбаются. Ты знаешь, что твоя улыбка фальшива, потому что твое сердце отнюдь не улыбается, возможно, оно плачет, рыдает. Ты знаешь, что у тебя внутри, но только ты знаешь это, никто другой. И ты знаешь, что у всех снаружи, а то, что снаружи, люди могут сделать прекрасным. То, что снаружи, это экспонат для выставки, а они могут быть очень обманчивы.
Вот древняя старая притча:
Человек был очень отягощен своими страданиями. Он привык каждый день молиться Богу: «Почему я? Все кажутся такими счастливыми, почему только я страдаю?» Однажды, находясь в крайнем отчаянии, он взмолился: «Ты можешь дать мне чье-нибудь чужое страдание, я готов принять его. Но забери мое. Я не вынесу больше». Этой ночью он увидел прекрасный сон, прекрасный и очень показательный. Этой ночью он увидел во сне, что Бог появился на небе и сказал всем: «Принесите все свои страдания в храм». Все очень устали от своих страданий – фактически все молились время от времени: «Я готов принять еще чьи-нибудь страдания, но забери мои; это слишком, они невыносимы». Итак, все сложили свои страдания в мешки, они пришли в храм, и они выглядели очень счастливыми - день настал, их молитвы услышаны. И этот человек тоже помчался в храм. И тогда Бог сказал: «Положите ваши мешки возле стены». Все мешки были сложены возле стены, и Бог объявил: «Теперь, можете выбирать. Любой может взять любой мешок». Самой удивительной вещью оказалось следующее: этот человек, который всегда молился, рванулся к своему мешку, чтобы никто другой его не выбрал. И он был очень удивлен, потому что все рванулись к собственным мешкам, все были счастливы, выбирая собственные мешки опять. В чем дело? В первый раз все увидели несчастья других, страдания других – их мешки были также велики, даже больше! И вторая причина в том, что каждый привыкает к своему страданию. Если сейчас выбрать чье-то еще – как знать, какое страдание окажется внутри мешка? Зачем рисковать? По крайней мере, ты знаком со своими собственными страданиями, ты привык к ним, ты можешь их терпеть. Так много лет ты терпел их – зачем выбирать неизвестное? И все пошли по домам счастливыми. Ничего не изменилось, они принесли свои страдания назад, но каждый был счастлив, улыбался и радовался тому, что он смог забрать свой собственный мешок назад. Утром он помолился Богу и сказал: «Спасибо за сон; я никогда не буду просить опять. Все, что ты посылаешь мне, хорошо для меня, должно быть хорошо; именно поэтому ты даешь мне это»
Из-за зависти ты постоянно страдаешь, ты становишься недоброжелательным к другим. Из-за зависти ты становишься фальшивым, потому что ты начинаешь притворяться. Ты начинаешь притворяться тем, чем ты не являешься, ты начинаешь притворяться тем, чем ты не можешь быть, что не естественно для тебя. Ты становишься все более и более неестественным. Подражать другим, соревноваться с другими, что еще ты можешь? Если у кого-то есть что-то, а у тебя нет, и ты не имеешь естественной возможности получить это, единственный путь – найти замену этому. Завистливый человек живет в аду. Отбрось сравнения, и зависть исчезнет, недоброжелательность исчезнет, фальшь исчезнет. Но ты сможешь отбросить это, только если начнешь взращивать собственные внутренние сокровища, другого пути нет. Расти, становись более и более подлинной личностью. Люби себя и уважай себя таким, каким Бог создал тебя, и тогда незамедлительно двери рая откроются для тебя. Они всегда открыты, ты просто не смотришь на них…